Восстановление старинных вагонов для туристического поезда в Испании

Автор: Juanma Miranda, Madera-Sostenible

Restoration of Vintage Carriages for a Tourist Train in Spain

Видео: Ignacio González, UTOPIA FILMMAKERS

 

Деревянные пассажирские вагоны этого типа производили в Испании вплоть до 30-х годов прошлого века. Всего их было сделано 406 единиц, и они использовались как вагоны третьего класса в пассажирских поездах, курсировавших вдоль испанского побережья. Даже когда появилась конструкция вагонов с металлическим кузовом, железнодорожные компании неохотно их заказывали, потому что летом в Испании очень жарко, и в деревянных вагонах лучше сохранялась прохлада. 

 

 

В 1972 году третий класс для пассажиров был отменен, и компании встали перед выбором – модернизировать деревянные вагоны до второго класса или списать их. По-видимому, цена вопроса показалась им слишком высокой, потому что некоторые вагоны поменяли свое предназначение: они превратились в жилье, перевозную мастерскую, лавку, школу, а один такой вагон в настоящее время используется как переговорная в офисе RENFE Viajeros.

О винтажных деревянных вагонах вспомнили в 80-е годы, когда появился туристический «Клубничный поезд» - невероятно популярный продукт, который предлагает путешествие в старинных вагонах из Мадрида в Аранхуэс и обратно через многие достопримечательности в округе Мадрида.

 

 

«Клубничный поезд» состоит из четырех пассажирских вагонов и двух фургонов. Однако влажность и время постепенно подтачивали деревянные элементы конструкции, так что назрела необходимость их полной реновации.

«Мы сразу же столкнулись с проблемой: нам понадобились чертежи вагонов, чтобы человек, который будет их ремонтировать, мог следовать определенному сценарию и восстановить вагоны, сохранив их исходный дизайн», - говорит Хуан Хосе Пенья, технический специалист RENFE Viajeros. – «Мы исходили из Рижской хартии, которая, с одной стороны, говорит нам, что целью реконструкции является сохранение и раскрытие важности культурного наследия, а с другой стороны то, что в этом процессе должна сохраняться аутентичность (в том числе способ, дизайн, материалы и методы их применения), убедительно свидетельствующая о значении данного объекта». 

Там, где в первоначальных планах указывалось, что древесина должна быть дубовой, использовался именно дуб. В других случаях, когда в планах указано, что внешняя облицовка должна быть из тикового дерева, которое сейчас недоступно, была выбрана похожая по своим характеристикам древесина «ироко», также известная как «африканский тик». 

 

 

«Мы вскрывали внутренности этих вагонов, не зная, что нас ждет, основываясь исключительно на планах более чем столетней давности».

Четыре вагона «Клубничного поезда» были построены в 1920, 1923, 1927 и 1929 годах разными мастерскими, поэтому они различаются по дизайну. Последний, самый современный вагон показан на видео. Любопытно, что в наилучшем состоянии находится самый древний (1920 г.). 

Для работы с древесиной, в частности, для изготовления деревянных элементов, был приглашен деревообработчик Эмилио Гонсалес Родригес, который прибыл в мастерские RENFE Viajeros вместе со своим мобильным ленточнопильным станком LT20.

 

 

«Я фанат Wood-Mizer! Этот станок – мой лучший помощник», — говорит Эмилио. «Благодаря ему я проделал большую часть работы для восстановления вагонов». 

«Станок [Wood-Mizer] не просто режет древесину. Эта машина делает точный распил, что очень важно, когда дело доходит до изготовления отдельных деталей. Я сэкономил много и древесины, и времени». 

Пилорама LT20 имеет встроенное электронное устройство, которое сохраняет в памяти микропроцессора требуемые размеры доски, за счет чего станок работает гибко и быстро.

 

 

В начале проекта для каждого вагона требовалось распилить по 16 балок, в конце их стало, может быть, по 40. Эмилио изготовил детали для всех окон и ставней, по двадцать в каждом вагоне. Затем он перешел к деталям интерьера: поручням, перилам, доскам пола. «И знаете, что важно для меня? Я сделал это сам! На обычной пилораме понадобился бы минимум еще один человек». 

Еще одно преимущество: «Поскольку у моего станка Wood-Mizer дизельный двигатель, я могу работать автономно. Кроме того, станок имеет разрешение для транспортировки по дорогам, поэтому я смог прибуксировать его своим автомобилем. Все были поражены и сказали: «Да, эта машина — то, что нам здесь нужно!»

 

 

«Это быстрая и точная машина, которая прослужит вам всю жизнь, если вы хорошо о ней заботитесь. Идеально подходит для плотника. Можно использовать ее в мастерской и вообще в любом месте. Дистрибьюторы Wood-Mizer в Испании научили меня, как работать на станке, и я всегда могу обратиться к ним, если есть какие-то вопросы».

 

 

В проекте также участвует реставратор Андреа Новосад. Ее задача – восстановить сохранившиеся элементы. Она также обрабатывает деревянные детали защитными средствами против древоточцев, подбирает цвет с помощью красителей, придает им финишную отделку. Для металлических деталей процесс аналогичный: шлифовка и покраска антикоррозийной и защитной эмалью. 

 

 

«На станке Wood-Mizer создаются новые детали. Моя работа состоит в том, чтобы защитить их, покрасить и довести до совершенства», - говорит Андреа. – «Самое замечательное в этих вагонах - то, что за ними стоит чудесная инженерная работа. Это не просто коробка, обтянутая деревянными рейками. Есть продуманные системы подгонки, разгрузки и крепления, которые нужно изучить и сохранить. Просто невероятная удача, что эти старинные вагоны не потеряны!»

 

Подпишитесь на рассылку новостей Wood-Mizer
Мы будем присылать Вам информацию о новинках и перспективных разработках Wood-Mizer, бизнес-идеи и истории о работе пилорам в разных странах, а также бонусы, скидки и приглашения на выставки.